5-7 лет | АРХИТЕКТУРА
МАСТЕРСКАЯ «‎ВВЕРХ ДНОМ»
Участники мастерской посвятили семестр изучению контрастов.

Контраст — это отношение двух форм, однородные свойства которых сильно различаются, вплоть до их полярной противоположности.

Например, в архитектуре контрастны отношения горизонтали и вертикали, динамики и статики, массы и проема, нависания и опирания, светлого и темного. Контраст подчеркивает свойства форм и делает их более впечатляющими. А композиции, созданные только из контрастных элементов, отличаются внутренней напряженностью и динамикой.

Исследуя противоречия качеств и свойств, ребята учились гармонизировать окружающее пространство, познавали законы композиции и архитектурной выразительности.


ЦВЕТ

Юные архитекторы начали исследовать противоположности с сопоставления цветов. Самый яркий контраст ребята обнаружили в отношениях черного и белого.

Затем участники мастерской познакомились с цветовым кругом Гёте и поговорили об основных, дополнительных и противоположных цветах.

На этом занятии ребята открыли для себя основные правила составления цветовых композиций. А выполняя объемную работу, юные архитекторы научились соединять детали с помощью техники врезки.
ПЛАНОВОСТЬ

На примере репродукций полотен Николая Рериха ребята наблюдали контраст светлого и темного, изучили понятия плановости и цветовой растяжки.

В результате занятия юные архитекторы создали собственную графическую работу.

*Рерих Николай Константинович (Roerich Nicholas), русский живописец, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель и философ; человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна.
 
ФОРМА
В октябре ребята в поисках противоречий перешли к изучению формы.

Мы поговорили о том, что такое форма и с чего она начинается. Юные архитекторы проследили путь формообразования:
— точки превращаются в линии,
— линии трансформируются в плоские фигуры,
— плоские фигуры порождают объем.

На этом этапе участники мастерской рассмотрели простейшие виды контрастов форм: большой-маленький, толстый-тонкий, узкий-широкий, низкий-высокий.
УСТОЙЧИВОЕ / НЕУСТОЙЧИВОЕ
ЛОМАННОЕ / ПЛАВНОЕ
НИЗКОЕ / ВЫСОКОЕ
МАССИВНОЕ / ВОЗДУШНОЕ
ПАТТЕРНЫ

Затем на примере создания паттернов ребята отточили работу с прямыми, ломаными и кривыми, толстыми и тонкими линиями.

Многократно повторяя графические элементы, юные архитекторы создали красивые узоры.
ОБЪЁМ

Ноябрь получился очень насыщенным и экспериментальным! Сперва мы повторили азы теории за предыдущие два месяца: вспомнили про цветовые контрасты и порассуждали, как плоские фигуры трансформируются в объём.
ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА

Следующее задание участники мастерской выбрали сами. Ребятам очень хотелось самостоятельно спроектировать объект, и мы взялись за создание детской площадки. На примере этого проекта юные архитекторы изучали объем.

На первом этапе задания каждый участник мастерской создал свой макет детской площадки. Ребята сами выбирали и придумывали объекты, которые должны располагаться на их территории. Юные архитекторы разместили на площадках горки, качели, батуты, спортивные комплексы, песочницы и даже турбо-горку-тоннель. Фантазия детей была ограничена лишь набором материалов и размером подосновы для макета.

При создании проекта ребята использовали многоугольники из тонкого пенокартона и цветные пластиковые полоски для формирования криволинейных объектов. Соединяли элементы макета юные архитекторы с помощью деревянных шпажек.

Чтобы ребятам был понятен масштаб конструкции, мы разместили на макетах фигурки людей.
ФАСАД ДОМА

После того, как макеты были готовы, ребята обсудили, на какой территории и как далеко от домов стоит устанавливать детские площадки.

Мы проанализировали примеры современной архитектуры и выяснили, что ограниченность городского пространства и плотная застройка заставляют проектировщиков придумывать нестандартные решения. Например, оказалось, что детские площадки можно размещать на крышах домов!

Юным архитекторам понравилось такое решение. Мы соорудили конструкцию многоэтажного дома с террасными крышами, на которых расположили макеты детских площадок. А чтобы постройка выглядела завершённой, ребята нарисовали фасады всех этажей здания.
КОМПОЗИЦИЯ

В декабре мы приступили к изучению основных законов композиции: поговорили о симметрии и асимметрии, масштабе и сомасштабности, статике и динамике.

В практических заданиях ребята оттачивали мастерство соединения элементов в макете и графическую точность чертежей.
МАСШТАБ

С масштабом ребята познакомились на примере своего тела. Для этого участники мастерской измерили собственный рост с помощью метра и вырезали свои фигуры, уменьшенные в 100 раз!

А чтобы исследовать сомасштабность, каждый юный архитектор придумал телебашню, сделал эскиз ее фасада в масштабе 1:100 и расположил рядом уменьшенную версию себя.
СТАТИКА / ДИНАМИКА
ЮНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ