8-10 | графика | архитектура
ПРЕПАРАЦИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ
Что влияет на формообразование? Какова роль художника, среды и материалов? Существует ли правильный или неправильный результат? И может ли форма существовать вне контекста?
#0 ЧТО ТАКОЕ ФОРМА?
#1 КАК Я ВЛИЯЮ НА ФОРМУ?
«Руки — это часть человеческой личности и индивидуального характера, но часто они работают как бы сами по себе, независимо от нашего сознания, они способны говорить на своём собственном языке и играют ключевую роль в процессе человеческого общения».

Ю. Палласмаа

В первом блоке занятий ребята экспериментировали на плоскости и пытались минимально влиять на форму рисунка. Руководствуясь только собственным чутьем, каждый создал свою кисть. Затем дети подвесили получившиеся инструменты и, не включая в работу тело, интуитивно изобразили графические композиции. Получился лист, заполненный хаотичными мазками туши.
Затем мы провели анализ графического листа, выявили на нем абстрактные и конкретные формы.

Юные архитекторы вновь протестировали самодельные кисти. В этот раз ребята попробовали изобразить ими композицию из стульев и пришил к выводу, что такие инструменты не годятся для осознанного рисования. Тогда мы подключили к работе голову и тело: взяли в руки карандаши и проанализировали пропорции, материал и форму конструкции. На этом этапе ребята еще не рисовали стулья, а только фиксировали их силуэт. А в финале задания юные архитекторы изобразили путь превращения абстрактной фигуры в конкретную форму стула.

Каждый исследователь сделал свой градусник ощущений, где обозначил комфортный для себя подход к созданию формы на шкале от случайного до осознанного.
#2 КАК МАТЕРИАЛ ВЛИЯЕТ НА ФОРМУ?
«Мастер должен тонко чувствовать материал, с которым он работает, не навязывая ему насильно заранее придуманную форму, а чутко прислушиваясь к нему».

Ю. Палласмаа
Второй блок мастерской ребята начали с анализа свойств бумаги, проволоки, ткани и пластилина. Юные архитекторы протестировали каждый материал, выявили его слабые стороны и суперсилы.

Для создания индивидуальных проектов участники мастерской решили использовать бумагу и ее способность пропускать свет. Ребята разработали дизайн светильников и получили очень разные формы. Суперсила материала себя оправдала!

А вот проволока, несмотря на свою эстетичность, оказалась очень непростой в работе. Ребята пытались использовать ее гибкость, чтобы повторить формы предметов. Справились не все, но мы помним, что плохой результат — тоже результат!

#3 КАК КОНТЕКСТ ВЛИЯЕТ НА ФОРМУ?
«…архитектор ничего не изобретает, а, скорее, раскрывает существующий природный потенциал среды и дополняет его тем, чего ему недостаёт».

Ю. Палласмаа

Любая форма существует только внутри контекста и одновременно видоизменяет его. Форма может мимикрировать под фон, рождать контраст или уничтожать окружение.

Чтобы понять эту идею, ребята углубились в исследование связи формы и контекста. Для этого все участники мастерской случайным образом выбрали букву и фрагмент среды на территории пространства «Севкабель Порт». Затем ребята имитировали текстуру доставшегося им материала и пытались «растворить» свою форму в среде.

В результате этого задания каждый юный архитектор понаблюдал за тем, как окружение влияет на объект, и наоборот.